Эксперты «Бастиона» оценили перспективы развития рынка адаптеров для зарядки электрокаров
05-03-2025
Число электрокаров в России неуемно растет с каждым годом. Раньше на дорогах преобладали европейские и японские марки, но теперь их стремительно сдвигают машины из Поднебесной. Это привело к росту спроса на переходники для зарядки таких авто, ведь инфраструктура выстраивалась не по китайскому стандарту. Однако многие эксперты и автовладельцы нарекли зарядные адаптеры «злом». Что не устраивает водителей и как можно изменить ситуацию, рассказал руководитель проекта SKAT ELECTRO компании «Бастион» Евгений Долматов.
Ситуация на рынке
Львиная доля заправочных станций для электромобилей (ЭЗС) в России не была оснащена разъемами для подключения китайских машин. Вероятно, изначально производители не видели в этом особой необходимости. Однако ситуация изменилась. Автолюбители все чаще садятся за руль «китайцев», а потому вынуждены приобретать адаптеры, которые позволяют подключить автомобиль к зарядкам европейского класса. Исходя из данных, полученных РБК от маркетплейсов, за 2024 год спрос на переходники увеличился по некоторым позициям в 10, а то и в 20 раз. Такая тенденция объясняется ростом парка китайских электрокаров в нашей стране.
«Если на 1 января 2022 года топ-3 марок составляли японская Nissan (11,8 тыс. штук), американская Tesla (1,7 тыс. штук) и немецкая Porsche (674 штук), то на 1 января 2025 года наибольшую численность имели Nissan (16,7 тыс. штук), китайская Zeekr (11,2 тыс. штук) и Tesla (6,7 тыс. штук). В целом продажи электромобилей в 2024 году увеличились на 26,4% — до 17,8 тыс. штук. Самым популярным брендом в прошлом году стал китайский Zeekr, после которого идут “Москвич”, Evolute, Volkswagen и китайский Avatr», — пишет РБК со ссылкой на данные агентства «Автостат».
Подобную динамику на рынке ощутили и представители бизнеса — сами производители ЭЗС. Так, руководитель проекта SKAT ELECTRO компании «Бастион» Евгений Долматов подтвердил растущий спрос на зарядные адаптеры. Однако, по его мнению, это не совсем положительная тенденция в развитии электромобильной отрасли.
«Мы сами продаем адаптеры к кабелям для зарядки электромобилей, и видим, что спрос растет. Понятно, что раньше электромобилей было совсем мало и предложение адаптеров-переходников на рынке было соответствующим, низкими были продажи. Но сейчас мы действительно видим, что люди больше покупают. При этом принципиальная позиция нашей компании такова, что адаптеры для зарядных кабелей — это зло и это плохо», — отметил спикер.
Какое такое «зло»?
Адаптеры-переходники для электрокаров разделяют на две группы. Первая — применима в зарядных станциях переменного тока. Коннекторы этого типа сравнительно недорогие, их стоимость колеблется от трех до шести тысяч рублей, абсолютный ценовой максимум — девять тысяч. Вторая группа — зарядные переходники-адаптеры для станций постоянного тока. Их цены стартуют от 80-100 тысяч рублей и могут достигать 250 тысяч за один адаптер, а то и выше. И все бы ничего, вот только все эти аксессуары имеют ряд недостатков, которые могут усложнить жизнь своим владельцам.
«Основной проблемой дорогих адаптеров для зарядных станций постоянного тока является то, что не все они идут в комплекте с аккумуляторной батареей. Где-то она есть в комплекте, где-то — нет. А ведь ее тоже нужно заряжать, нужно обслуживать эти адаптеры. А еще и прошивку обновлять. Да-да, такие вот умные адаптеры, с мозгами. Я сам сталкивался с электромобилистами, у которых на этом фоне были реальные проблемы заряжаться на станции с помощью адаптера. И это, действительно, проблема номер один», — говорит эксперт.
Но и это еще не все. Евгений Долматов обратил внимание на то, что, как ни крути, но адаптеры — это дополнительные соединения, а значит, дополнительные места опасности, где может происходить перегрев контактов.
«Как правило, переходники-адаптеры не всегда находятся в идеальном состоянии, куда-то попала грязь, мусор. Это дополнительное звено риска. Кроме того, дешевые адаптеры для зарядных станций переменного тока подвержены риску перегрева контактов из-за довольно продолжительного времени их использования. Машина находится на зарядке долгие часы. Адаптеры же для зарядной станции постоянного тока заряжаются не так долго, но из-за высокой мощности и большой нагрузки также перегреваются. Вот такие “боли” у переходников», — описал проблемы руководитель SKAT ELECTRO.
Компания SKAT ELECTRO была образована в 2023 году на базе многолетнего опыта и производственных мощностей компании «Бастион» — российского лидера в области сложного электротехнического оборудования. По словам Евгения Долматова, работа проекта основывается на анализе рынка электромобилей, мнениях экспертов в этой области и отзывах пользователей.
«Многие специалисты выступают против переходников и адаптеров. Мы поддерживаем эту позицию. Поэтому изначально стараемся оснащать зарядные станции необходимыми коннекторами, чтобы электромобилист мог спокойно зарядить любое авто», — резюмировал спикер.
Такой принцип работы полностью соответствует промышленной политике России. Так, в Минпромторге весной 2024 года утвердили минимальную конфигурацию ЗЭС. Согласно документа, установка должна иметь три разъема, два из которых обязательны: китайский (GB/T) и европейский (CCS2). Третий оставили на выбор производителей.
О том, как развивался проект компании «Бастион» SKAT ELECTRO и что подтолкнуло разработчиков создать зарядные станции для электрокаров, читайте в материале блога.