«Бастион» оценил возможности возвращения ушедших из РФ иностранных компаний
26-02-2025
Тренд на уход зарубежных компаний из РФ, что явно наблюдался с 2022 года, постепенно меняет свое направление. Сегодня иностранные компании все чаще изъявляют желание восстановить бизнес в России. Однако промышленная политика страны претерпела ряд изменений и, по мнению экспертов, вернуться на российский рынок будет не так уж просто. И в том виде, как компании существовали в нашей стране ранее, уже вряд ли представится возможным — подробнее в материале «Бастиона».
Новый тренд
В 2025 году на российский рынок могут вернуться порядка 350 иностранных брендов. Об этом свидетельствуют результаты исследования компании Kokoc Group, передает «Газета.ru».
«В первом квартале 2022 года из России ушли или приостановили инвестиции в свой бренд на территории страны 560 компаний, однако уже во втором квартале того же года 15 зарубежных компаний возобновили свою деятельность. В четвертом квартале 2024 года вернулись уже 235 компаний. В том числе о возвращении заявил автомобильный бренд Ssang Yong. Также о выходе на российский рынок заявили 13 новых зарубежных брендов», — говорится в публикации «Газеты».
Данные исследования демонстрируют растущий интерес зарубежных компаний к российскому рынку и, по мнению ряда экспертов, данная тенденция сохранится.
Адаптация к новым реалиям
Что ни говори, но истинной «болью» для российских производителей были и остаются радиоэлектронные компоненты. Они в большинстве своем, по словам руководителя конструкторского бюро компании «Бастион» Александра Слонько, и до 2022 года поставлялись из Китая. Причем проблема эта стала насущной еще до санкций — во времена пандемии коронавируса. Такая же ситуация наблюдалась и с готовыми бытовыми изделиями.
«Высокотехнологичные и дорогостоящие продукты, к примеру, трехфазные ИБП из Франции мощностью 160 кВт, пользовались большой популярностью, но они покинули российский рынок. Их заменили китайские бренды», — объяснил Александр Слонько.
Новые реалии заставили перестроиться российских производителей. К примеру, многие компании при поддержке Министерства промышленности и торговли внедрили собственные разработки и программы локализации. Подобный путь, по словам инженера, выбрала и компания «Бастион».
Более того, на фоне беспрецедентного санкционного давления российскими властями было принято решение перестроить промышленную политику. Минпромторг РФ выступило с инициативой поддержать производство российской промышленной продукции в дружественных странах. Соответствующий проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон “О промышленной политике в Российской Федерации”» был внесен на рассмотрение Правительства.
На основании законопроекта будет внедрено понятие «точка индустриального присутствия за рубежом».
«Это будет означать то, что участники, размещающиеся в этих “точках”, будут расцениваться как российские производители. Это позволит значительно упростить процесс получения лицензий и поддержки новых производств, что поспособствует развитию локализации и импортозамещения в нашей стране», — отметил эксперт «Бастиона».
Таким образом, возвращающимся компаниям придется придерживаться торговой политики, связанной с организацией производства на территории РФ и соблюдением норм локализации. По словам Александра Слонько, вопросы импортозамещения и государственные шаги в этом направлении были инициированы задолго до ухода компаний в 2022 году.
Есть нюанс
Как считает руководитель конструкторского бюро «Бастиона», возвращение зарубежных компаний на российский рынок может поставить под сомнение рентабельность и актуальность требуемых вложений. Ведь здесь стоит учитывать новую политику Минпромторга и крупных холдингов.
«К примеру, “РОСТЕЛЕКОМ”, “РОССЕТИ”, “ГАЗПРОМ”, “РОСНЕФТЬ”, “ГАЗПРОМНЕФТЬ”, “РОСАТОМ” и “МТС” при выборе поставщиков и проведении тендеров регламентируют использование отечественного оборудования. Это оборудование заносится в соответствующие реестры, требования к которым становятся все более строгими», — отметил спикер.
Каким образом ушедшие из РФ иностранные бренды будут возвращаться в страну — большой вопрос. Ведь речь здесь, по мнению Александра Слонько, не только в изменении законодательства, но и ценообразовании.
«Рассмотрим ситуацию на автомобилях. Вот, вернется к нам KIA. Но ценник же не будет прежним, а, судя по всему, будет в 1,5-2 раза выше китайских авто. По сути, так и было. Только абсолютная величина к покупательской способности населения с учетом текущей ставки по кредитам резко понизилась. За три года российские граждане уже попривыкли к китайским авто. Они могут даже по возможностям обратно не купить новый КIA», — объясняет эксперт.
В целом подобную ситуацию можно наблюдать и в сфере бытового, привычного многим оборудования. На смену европейским производителям пришли китайские, турецкие и российские. И если потребитель остается доволен качеством предлагаемого продукта, зачем ему втридорога покупать, к примеру, немецкую продукцию Bosch.
Будут ли иностранные компании снижать цены на свои продукты ради российского потребителя — уже вопрос. И вопрос этот, как показала практика, далеко не единственный, который придется решать за рубежом.