Компания «Бастион» запустила серийное производство зарядных станций для электрокаров
28-01-2025
С 2021 года в России реализуется Концепция развития электротранспорта. Согласно документу, к 2030 году производство таких автомобилей должно достичь 10% от общего объема выпускаемого в стране транспорта. В то же время, по словам экспертов, развитие рынка тормозит недостаток зарядных станций. В нашей стране есть производители этого вида оборудования, но что мешает бизнесу работать, какие трудности возникают на пути создания продукта и как справляются предприятия с превратностями текущих реалий, рассказал руководитель проекта SKAT ELECTRO компании «Бастион» Евгений Долматов.
Компания SKAT ELECTRO была образована в 2023 году на базе многолетнего опыта и производственных мощностей компании «Бастион» — российского лидера в области систем бесперебойного питания и стабилизаторов напряжения. Штаб-квартира завода находится в Ростове-на-Дону. Порядка 400 сотрудников ежедневно трудятся над созданием устройств для бытового и промышленного использования. Всего в ассортименте компании более 700 серийных моделей. А с 2024 года этот список пополнился новым серийным продуктом — зарядными станциями для электромобилей.
От идеи к реализации
Наряду с выпуском стабилизаторов напряжения, электрических котлов, источников бесперебойного питания (ИБП) и прочего оборудования «Бастион» освоил новое производство. Как рассказали в компании, «двигателем прогресса» стали партнеры, отметившие на рынке потребность в зарядных станциях для электрокаров. И не мудрено. По данным из открытых источников, на 1 января 2024 года на 40 тысяч электрокаров в России приходилось около семи тысяч электрозаправок. Более того, продажи таких автомобилей неуемно растут. Только за первые месяцы 2024 года россияне приобрели 3,39 тысяч электромобилей. Этот показатель в четыре раза выше показателей за аналогичный период прошлого года. Таким образом, идея сформировать линейку зарядок для электротранспорта в «Бастионе» только укрепилась.
«Проект получил название SKAT ELECTRO. Это качественно новый продукт для предприятия. Перед запуском нам потребовалось доработать производственный процесс, на тот момент мы были в некоем предстартовом состоянии. С января до мая 2024-го мы вынашивали идею, пытались понять, что мы можем делать сами, что придется отдавать на аутсорс. Тогда же была создана версия MVP (Minimum Viable Product — с англ. минимально жизнеспособный продукт, базовая версия с минимумом функций для решения конкретных задач — Прим. ред.), и начался этап тестирования», — рассказал руководитель проекта Евгений Долматов.
Параллельно с испытаниями самого продукта был запущен анализ возможности поставок специфических комплектующих, которые используются только в зарядных станциях. Кроме того, аналитики компании провели обширное исследование рынка электромобилей и зарядной инфраструктуры, государственных программ, охватывающих данную область, провели полноценный касдев (Customer Development — тестирование идеи будущего продукта на целевой аудитории через интервью — Прим. ред.) целевой аудитории. В выборку вошли владельцы торговых и бизнес-центров, предприятия HoReCa, застройщики, девелоперы.
«Сразу после успешного окончания испытаний, в мае мы запустили серийное производство первой модели станции переменного тока для электромобилей, способной заряжать одновременно две машины. Пока это малосерийный выпуск, мелкосерийное производство, потому как решили подойти к этому вопросу очень аккуратно», — рассказал представитель компании.
В рамках проекта SKAT ELECTRO осуществляется разработка и производство не только зарядных станций, но и аксессуаров и программного обеспечения, направленного на развитие зарядной инфраструктуры в России и в странах ЕАЭС. В дальнейшем компания рассматривает перспективу выхода на рынки Индии, Египта, ОАЭ и другие.
Сложности процесса
Зачастую главным негативным фактором в развитии тех или иных компаний в России называют беспрецедентные санкции, обрушившиеся на страну. Однако в случае с «Бастионом» рестрикции предприятию пошли на пользу. Ушедшие с российского рынка зарубежные компании освободили прибыльные ниши, которые ростовский разработчик электрооборудования и стремится занять.
Действительно серьезные затруднения, по словам Евгения Долматова, вызвала «разношерстность» модельного ряда электромобилей. А именно процедура проведения опытного тестирования и понимание необходимого функционала для комфортного использования устройств.
«Мы столкнулись с целым “зоопарком” электромобилей с разными разъемами, протоколами и релизами. Наша задача заключалась в том, чтобы зарядные станции могли заряжать все аппараты или большую их часть. Для нас было важно, чтобы зарабатывали те операторы и те организации, которые монетизируют эти станции, хотят получать заработок с зарядных сессий. Можно сказать, у нас получилось реализовать эту идею. Действительно, зарядные станции подходят под определение универсальных и могут обеспечить зарядом большинство электрокаров», — заявил спикер.
Зарядные станции для электромобилей — продукция не из дешевых, поэтому при производстве этих устройств выдвигались повышенные требования к необходимым элементам и узлам. В связи с чем появились новые препятствия. По словам Евгения Долматова, не все предприятия были готовы выдержать установленные стандарты. Но даже это не стало проблемой. Решение пришло в лице новых поставщиков.
«Поистине глобальным вопросом стала организация хорошей, мощной техподдержки и сервиса по монтажным, пусконаладочным работам. Было важно, чтобы любой игрок рынка мог оперативно получить необходимую информацию о продукте, легко установить его, получить сервис и спокойно радоваться результату», — поделился мнением Евгений Долматов.
Как отметил руководитель проекта SKAT ELECTRO, все возможные риски, связанные с выпуском продукта, были выделены и учтены заранее. Но есть те, на которые компания повлиять не в силах: осложнение геополитической ситуации или рост стоимости на технологическое присоединение (Подключение сетевой организацией электрооборудования юридических, физических лиц и предпринимателей к сетям электричества — Прим. ред.).
«Предположим, на объект выделено определенное количество электрической мощности. Но ее недостаточно для оптимальной работы зарядки, поэтому требуется увеличение. Так вот это увеличение стоит очень дорого. В парке Ростова-на-Дону мы договаривались поставить наши зарядные станции. Одна стоимостью порядка двух миллионов рублей и две по 200 тысяч рублей. А вот технологическое присоединение обошлось бы в 10 млн рублей. Согласитесь, достаточно сдерживающий фактор», — обрисовал проблему Евгений Долматов.
Есть и другие опасения: рост цен на комплектующие, а также дефицит отдельных запчастей. Кроме того, эксперт «Бастиона» отметил риски свертывания госпрограмм или недостаточное стимулирование рынка электротранспорта в России.
«У нас сохраняется потребность наращивания производственных мощностей. Это как раз про парк станков. Есть потребность в укреплении сотрудничества с производителями микроэлементной базы именно в России. Здорово, что государство поддерживает идею развития электротранспорта. Но на первых этапах, по опыту того же Китая, который является неким законодателем технологических трендов в этой сфере, хотелось бы больше господдержки. Государство могло бы выступать в качестве заказчика каких-то крупных федеральных проектов или стать неким “помогатором” в плане субсидий на установку зарядных станций. Условно, для того чтобы мы могли более активно наладить сбыт, должны быть те клиенты, которые готовы не только за свои деньги, но и в том числе за счет госсубсидий, устанавливать станции и обустраивать инфраструктуру вокруг», — считает спикер.
Пока же, по мнению Евгения Долматова, правительство уделяет больше внимания установке быстрых мощных зарядных станций, однако субсидирование помогло бы и другим направлениям.
Секреты производства
Выпуск готовой продукции, содержание складов с комплектующими компания «Бастион» осуществляет на собственные средства. Также дополнительно привлекаются внешние инвестиции, к примеру, для закупки дорогостоящего оборудования и станков.
«Понятно, что сейчас часть оборудования, на котором производится продукция, — отечественная, часть — импортная. То же самое происходит и с комплектующими. Но сегодня правительством РФ поставлена вполне понятная задача и взят курс на максимальную локализацию производства, поэтому и мы следуем этому курсу», — отметил специалист компании.
Что касается каналов сбыта продукции, то здесь работают прямые и проектные продажи, дистрибуция и сотрудничество с производителями электромобилей в нашей стране. На данный момент «Бастион» подписал соглашение с производителем «Атома». Это российский проект, в рамках которого был реализован серийный выпуск первых электромобилей отечественного производства.
«Они (проект “Атом” — Прим. ред.) реализуют наши станции под своим логотипом. С другими производителями мы на этапе предварительных переговоров. Думаю, в дальнейшем список наших партнеров по этому направлению пополнится новыми именами», — делится планами Евгений Долматов.
И планы эти действительно амбициозны, учитывая, что конкуренция в этой области растет в геометрической прогрессии. Однако представитель компании видит в этом не только негативные стороны, но и плюсы.
«Приятно видеть на рынке сильных игроков, которые разделяют наши ценности и подходы к продукту и сервису. К сожалению, есть те, кто пытается, скажем так, “урвать свой кусок”, предлагая потребителю дешевые, некачественные решения без каких-либо обязательств. Будем надеяться, что это некий этап, который пройдет и все эти “непонятные товарищи” отсеются, и останутся те, кого можно по праву назвать лидерами отрасли», — выразил надежду спикер.
Говоря о добросовестности конкуренции, стоит отметить, что в период разработки нового продукта «Бастион» вступил в Ассоциацию развития электромобильного, беспилотного транспорта и инфраструктуры (АЭТИ). Организация объединяет в себе ведущих российских производителей зарядной инфраструктуры и программного обеспечения.
Задел на будущее
С каждым годом в России усиливается кадровый дефицит. И по данным статистиков, ситуация будет ухудшаться. В «Бастионе» кризис учли и решили работать на опережение, выстраивая плодотворное сотрудничество с вузами и студентами.
«У нас в регионе достаточно хорошие вузы, к примеру, Донской государственный технический университет (ДГТУ), Кинель-Черкасский сельскохозяйственный техникум, Таганрогский техникум машиностроения и металлургии (Тагмет). Вузы растят новых специалистов, которых, кстати, мы активно привлекаем, участвуя в акселераторах, поддерживая, различные студенческие проекты, предлагая наш завод в качестве индустриального партнера для вузов», — делится Евгений Долматов.
И кадровый вопрос здесь действительно важен, ведь в планах компании сформировать полную линейку зарядных устройств для электромобилей, а также поддерживать на должном уровне работу сервисных центров и техподдержки. Более того, по словам эксперта компании, кроме легкового электротранспорта будет рассмотрена возможность создания продуктов для других средств передвижения, которые работают на электротяге: грузового, коммерческого электротранспорта, складской техники, электросамокатов.