Электромобили в России больше не экзотика. Еще пару лет назад их можно было пересчитать по пальцам, но сегодня парк таких машин вырос до 90 тысяч единиц (включая гибриды). Однако владельцы электрокаров сталкиваются с проблемой, которая тормозит массовый переход на «зеленый» транспорт: нехватка зарядных станций. Если в Москве, Петербурге или Казани найти точку для подзарядки относительно легко, то на трассе Владивосток–Москва их можно пересчитать по пальцам. Как развивается эта отрасль и что мешает ей повторить успех Китая, где на три электромобиля приходится одна станция? Давайте разбираться.
Текущая ситуация: цифры и дисбалансы
На середину 2024 года в России работает около 7,4 тысяч публичных зарядных станций. Из них лишь треть (2,5 тысячи) — быстрые (DC), способные зарядить батарею за 30–40 минут. Остальные — медленные (AC), требующие нескольких часов. География распределения тоже вызывает вопросы. Лидером остается Москва, где сосредоточено 42% станций, за ней следуют Санкт-Петербург и Татарстан. А вот в отдаленных регионах, например, в Забайкалье или на Камчатке, их почти нет.
Интересный парадокс: по мировым стандартам, на 10 электромобилей должна приходиться одна станция. В России пока соотношение 9,5:1, что выглядит оптимистично. Но эксперты предупреждают: к 2030 году, при сохранении текущих темпов роста автопарка, этот показатель ухудшится до 15:1. «Уже сегодня в час пик на московских станциях образуются очереди», — отмечает руководитель направления SKAT Electro компании «Бастион» Евгений Долматов.
Государство и бизнес: кто вкладывается?
Власти пытаются стимулировать развитие инфраструктуры. Например, до конца 2024 года действовала программа субсидий: бизнес мог получить до 1,8 млн рублей за установку российской станции. В 2025 году готовится к выходу новый пакет субсидий от государства для развития инфраструктуры. Благодаря этому в 65 регионах запущена инициатива «Электроавтомобиль и водородный автомобиль», которая к 2025 году должна добавить 2,8 тысячи быстрых ЭЗС.
Но одних субсидий мало. Крупные игроки, такие как «Россети» и «Газпром нефть», начали встраивать зарядки в свою инфраструктуру. Последняя, к примеру, к 2025 году планирует оборудовать 140 АЗС станциями DC. «Для нас это способ привлечь новую аудиторию, — поясняет пресс-служба компании. — Клиенты заряжают машину, заходят в магазин или кафе — так растет выручка».
Технологии: где мы отстаем?
Российские зарядные станции сегодня работают на мощности до 150 кВт. Для сравнения: в Европе и Китае уже тестируют устройства на 800–1000 кВт, которые заряжают батарею за 10–15 минут. «Наши сети просто не выдержат таких нагрузок, — объясняет представитель энергетической компании из Новосибирска. — Нужна модернизация подстанций, а это миллиарды рублей».
Еще одна проблема — «война стандартов». Большинство российских ЭЗС поддерживают Type 2 и CCS Combo 2, набирает популярность стандарт GBT - китайский, т.к. идет рост количества китайских электромобилей. А технологии будущего, вроде беспроводной зарядки или системы V2G (когда электромобиль отдает энергию обратно в сеть), пока остаются экзотикой.
Кто зарабатывает на зарядках?
Бизнес-модели только формируются. Например, франшиза от известной компании-производителя зарядных станций позволяет открыть станцию за 1,5–2 млн рублей. По расчетам компании, при загрузке 30% в день проект окупится за год. Другой вариант — партнерство с ТЦ или отелями: владелец площадки бесплатно получает оборудование, а прибыль делит с оператором.
Но не всё так гладко. Средняя загрузка платных станций в регионах — 12%, бесплатных — 27%. «Люди не готовы платить 30 рублей за кВт·ч, когда дома можно зарядиться втрое дешевле», — говорит предприниматель из Казани, установивший три ЭЗС.
Что мешает рынку?
Инфраструктурные пробелы. Для DC-станций нужны трансформаторные подстанции, которых нет в спальных районах. Подключение к сети иногда стоит дороже самой зарядки — до 3 млн рублей.
Импортозависимость. Даже «российские» станции собирают из китайских компонентов. Санкции усложняют логистику и повышают цены.
Конкуренция с АЗС. Одна автозаправка обслуживает в 32 раза больше машин, чем ЭЗС.
Перспективы: осторожный оптимизм
К 2030 году в России может появиться 10–15 тысяч станций. Но для прорыва нужны системные изменения:
Стандартизация. Единые требования к разъемам и ПО.
Локализация. Заводы по производству батарей и компонентов, подобные проекту «Атом».
Интеграция. Включение ЭЗС в программы развития городов и трасс.
«Если сегодня не начать инвестировать в сети, через пять лет мы столкнемся с коллапсом», — предупреждает Евгений Долматов.
Заключение
Рынок зарядных станций в России напоминает подростка: быстро растет, но пока неуклюж. Успех зависит от того, смогут ли власти, бизнес и энергетики договориться. Пока же владельцам электромобилей стоит запасаться терпением — и удлинителями.
P.S. Интересный факт: по расчетам «Россетей», если все легковые авто в Москве перейдут на электричество, потребление энергии в городе вырастет на 30%. Но это уже совсем другая история…